К Л А С С И К А Ж А Н Р А
евгеинй
замятии
лев
Всё началось с происшествия
совершенно фантастического:
именно - великолепный царь
зверей, лев, оказался вдребез-
ги пьяным. Он спотыкался на
все четыре лапы и валился на
бок, это была совершенная ка-
тастрофа.
Лев обучался в Ленинград-
ском университете и одновре-
менно служил балетным стати-
стом в театре. В сегодняшнем
спектакле, одетый в львиную
шкуру, он должен был стоять на
скале и ждать, когда его сра-
зит брошенное героиней бале-
та копьё: тогда убитый лев па-
дал со скалы на тюфяк за кули-
сы. На репетициях всё шло пре-
восходно - и вдруг сегодня, в
день премьеры, за полчаса до
подъема занавеса - лев подло-
жил такую свинью! Запасных
статистов не было. Отменить
спектакль было нельзя: на спек-
такле будет приехавший из
Москвы нарком. В кабинете у
«красного директора» театра
шло БОБ-ное заседание.
В дверь постучали, и в каби-
нет вошёл театральный пожар-
ный Петя Жеребякин. «Красный
директор» (он сейчас на самом
деле был красный - от злости)
накинулся на него:
- Ну, что, что надо? Некогда!
К чёрту!
- Я, товарищ директор.
.. я
- насчёт льва, - сказал по-
жарный.
- Ну, что насчёт льва?
- Как, значит, наш лев пья-
ный, то я желаю, товарищ ди-
ректор, льва сыграть.
..
Не знаю,бывают ли у медве-
дей веснушки и голубые глаза.
Если бывают, то громадный, в
чугунных сапожищах, Жеребя-
кин гораздо больше походил на
медведя, чем на льва. Но вдруг
чудом из него всё-таки выйдет
лев? Он божился, что выйдет,
что он из-за кулис смотрел на
все репетиции, что он, когда
ещё был солдатом, играл в
«Царе Максимилиане». И в пику
криво ухмыльнувшемуся режис-
сёру директор приказал Жере-
бякину сейчас одеться и попро-
бовать.
Через несколько минут музы-
канты на сцене уже играли под
сурдинку «Марш льва». Лев
Петя Жеребякин выступал в
львиной шкуре так, как будто он
родился не в рязанском селе, а
в Ливийской пустыне. Но в пос-
ледний момент, когда надо
было падать со скалы, он гля-
нул вниз - и запнулся.
- Падай же, чёрт.
.. падай! -
бешеным шёпотом зашипел на
него режиссёр.
Лев послушно рухнул вниз.
Он тяжело упал на спину и ле-
жал, не мог встать. Неужели не
встанет? Неужели в последний
момент - опять катастрофа?
Его подняли. Он вылез из
шкуры, он стоял бледный, дер-
жась за спину, и сконфуженно
улыбался. Одного верхнего
зуба у него не хватало, и от это-
го улыбка была какая-то жало-
стная и детская (впрочем, в
медведях - всегда есть что-то
детское, не правда ли?).
К счастью, ничего серьезно-
го с ним, видимо, не случилось.
Он попросил воды. Директор
приказал принести ему стакан
чая из своего кабинета. Когда
он выпил чай, директор стал его
торопить:
- Ну, товарищ, назвался
львом - полезай в шкуру. Лезь,
лезь, брат, скоро начнем!
Кто-то услужливо подскочил
со шкурой, но лев не захотел в
неё лезть: он твёрдо заявил, что
ему непременно надо выйти из
театра. Что это была за экст-
ренная надобность - он отка-
зался объяснить, он только
сконфуженно улыбался. Дирек-
тор вскипел. Он попробовал
приказывать, попробовал на-
помнить, что Жеребякин - кан-
дидат в партию, что он - удар-
ник, но лев-ударник упрямо
стоял на своем. Пришлось ус-
тупить - и, просияв щербатой
улыбкой, Петя Жеребякин помчался куда-
то из театра.
..
- Ну, куда, зачем его чёрт понёс? - сно-
ва красный от злости спрашивал дирек-
тор. - Какие такие у него секреты?
Красному директору никто не мог отве-
тить: секрет был известен только ПетеЖе-
ребякину - и, разумеется, автору этого
рассказа. И пока Петя Жеребякин бежит
куда-то сквозь осенний петербургский
дождь, мы можем переселиться на время
в ту июньскую ночь, в которую родился его
секрет.
Ночи в ту ночь не было: это был день,
чутко задремавший на секунду, как задрё-
мывает в походе солдат, не переставая ша-
гать и путаясь между явью и сном. В розо-
вом стекле каналов дремлют опрокинутые
деревья, окна, колонны, Петербург. И вдруг
от какого-то легчайшего ветерка Петербург
исчезает; вместо него - Ленинград, про-
снувшийся от ветра красный флаг над Зим-
ним дворцом, у решётки Александровско-
го сада - милиционер с винтовкой.
Милиционера тесно окружила кучка
ночных трамвайных рабочих. Из-за плеч
Пете Жеребякину видно только лицо ми-
лиционера - круглое, похожее на рязан-
ское яблоко-медовку. Происходит что-
то очень странное: милиционера хвата-
ют за руки, за плечи - и наконец один
из рабочих, вытянув трубочкой губы, не-
жно чмокает его в щеку.
Милиционер багровеет, яростно свистит
в свой свисток, рабочие разбегаются. Петя
Жеребякин остается один лицом к лицу с
милиционером - и милиционер так же вне-
запно исчезает, как вспугнутый ветром зер-
кальный Петербург: перед Жеребякиным
- девушка в милицейской фуражке и гим-
настёрке, первая милиционерка, постав-
ленная революцией на Невском проспек-
те. Чёрные брови над переносицей у неё
сердито сцепились, из глаз - искры.
«КБ» № 6 (239) • 2014, СТРАНИЦА 16
предыдущая страница 17 Красная Бурда 2014 06 читать онлайн следующая страница 19 Красная Бурда 2014 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст