Э Т О Т Д Е Н Ь М Ы О Т М Е Ч А Л И К А К
И Н І І О Л Т П Ш
Древний народный праздник
Иван Колупала
— древ-
ний славянский праздник.
Отмечался обычно ле-
том, в июне-июле, когда
Солнце вырастало до раз-
меров Земли (День летне-
го равноземия).
Другие названия праздни-
ка: Землеворот, Землеры-
лий день, Солнцекрот, Йо-
нас Грунтас (литовский),
Землепан (польский) и др.
Праздник связан с древ-
ним общеславянским боже-
ством Землеперуном (Зем-
лерылом).
Считалось, что ко дню
Ивана Колупала земля на-
бирает полную силу, а по-
тому силу эту надо от зем-
ли брать. Мужчины, осо-
бенно богатыри и их кони,
закапывались в землю по
колено, по пояс. Молодых
девок, страшных ликом, ма-
зали землёй и грязью до не-
узнаваемости, а иногда оку-
нали в землю с головой и
задирали подол. Счита-
лось, что в таком виде
страшной девке легче бу-
дет найти до себя желаю-
щего или суженого, или
контуженного.
После таких погружений
и окунаний следовали омо-
вения. Отсюда - другие на-
звания праздника:
День Землицы и Водицы,
Иван Стирала (Енотья По-
лоскунница). В ночь на Ива-
на-Енотью на реку выносили
всё бельё и зимнюю одеж-
ду, снимали с себя летнюю
одежду и стирали вообще
всё, стоя голышом и с поси-
невшими губами в студёной
реке или озере. Потом раз-
водили костры на берегу и всё высти-
ранное сушили у огня, а сами голые
бегали вокруг, чтобы согреться.
Некоторые девки, кстати, не толь-
ко бегали вокруг, но и прыгали через
костер с целью эпиляции ног, а если
повезёт, то и зоны бикини.
Иногда между кострами прогоняли
скот, а потом прыгали через дымящи-
еся коровьи кучи.
Кострам приписывалась мистическая
очищающая способность. Якобы огня
боялись ведьмы и прочая нечисть.
Считалось, что испугавшись, злые
колдовские силы собираются ночью
на Капитолийской горе в Вашингто-
не, в Лысом кабинете, и совещаются.
Согласно другим поверьям, на Ивана
Колупалу ведьмы становятся особенно
сговорчивы, и с ними в эту ночь хоро-
шо прыгать через горящую постель.
Кое-где очищающие свойства огня
понимали буквально, и бросали через
костёр грязные овощи и фрукты, гряз-
ное белье, наивно полагая, что они
после этого становятся чистыми и
нужно только смахнуть сажу и копоть
и съесть очищенное или надеть.
Из этого вытекала ещё одна важ-
ная особенность колупальской ночи
— очищающие клизмы. Получившие
клизму парень и девушка брались за
руки и терпели. А не стерпев, прыга-
ли в реку.
За ними следовали и все осталь-
ные, кто уже согрелся и напрыгал-
ся у костра.
Купаться разрешалось во всех во-
доёмах, кроме тех, что были зараже-
ны русалками.
Все купальщики должны был иметь
специальные купальные шапочки, свя-
занные из пятидесяти различных трав
(в основном, из лопуха), и специаль-
ные купальные очки. Вместо стёкол
на такие очки натягивали бычий мо-
чевой пузырь.
«КБ» № 6 (227) • 2013, СТРАНИЦА 10
предыдущая страница 11 Красная Бурда 2013 06 читать онлайн следующая страница 13 Красная Бурда 2013 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст