* * *
Кроме Ивана Колупалы, у
славян-язычников были и
другие праздники. Назовём
ещё три.
Иван Сусала.
Другое дохристианское
название праздника непе-
чатно (литературная версия
— Иван Хлебало, оно яв-
ляется древнеславянским
вариантом имени Иоанна
Смесителя).
К этому дню (к Ивану Су-
салу) парни набирали пол-
ную силу и хлестали друг
друга по сусалам. Особую
роль при этом играли берё-
зовые колья. Девки води-
ли вокруг избитых хорово-
ды с визгливыми причитани-
ями, прикладывали к разби-
тым сусалам подорожник и
опять-таки лопух.
Иван Ёлыпала.
Праздник был связан с
древним культом Ели, как
символом лесной силы. В
ночь на Ивана Ёлыпалу в
лесу искали цветок ельни-
ка. Кто находил цветок ель-
ника, тому открывались и
клады глубокие, и коды за-
мочные, и пароли заветные,
и логины.
А те пары, что не нахо-
еловый лапник да и ложи-
лись на него. Укрывались
лопухом. Если девушка не
жаловалась, что колется,
то у неё был шанс выйти за-
муж прямо в ночь на Ивана
Ёлыпалу.
Иван Собирала.
В праздновании Ивана Со-
биралы особую роль игра-
ли цветы. На цветах лежали,
на цветах спали, на цветах
ворочались, с цветов встава-
ли, цветы рвали, цветами ки-
дались, цветы ели и цветами
же подтирались.
В полночь на Собиралу
следовало не глядя набрать
как можно больше цветов,
положить под подушку, а ут-
ром громко чихать, смор-
каться, потом выпотрошить
подушку и постирать наво-
лочку.
..
Как видите, все праздни-
ки у древних славян были
похожи друг на друга и от-
мечались примерно одина-
ково: едой, любовью, гада-
нием и прыжками. Выходит,
наши предки были без-
злобными, наивными, пры-
гучими людьми. Немного
жаль, что мы не такие.
Чуть выше мы упомянули лопух.
Это не случайно. Лопуху отводилась
особая роль и при обрядовом купа-
нии. Лопухом удобно было прикры-
вать, вытирать и опахивать пахи и дру-
гие срамные места голых купальщи-
ков и купальщиц.
Согревшись и обсушившись по вто-
рому разу, девки начинали заниматься
глупостями. Например, плести венки
и бросать их в воду. Опуская венок в
воду, девушка внимательно следила
за его поведением. Если венок плы-
вёт медленно, цепляется за осоку, зна-
чит, парень не торопится с женитьбой,
а цепляется за каждый встречный са-
рафан. Если же венок крутится на ме-
сте и аж подскакивает на воде, суже-
ный практически готов к браку. Если
венок тонет, а потом всплывает -
знать, жених будет запойный. Если ве-
нок плывёт против течения или зап-
рыгивает на другой венок, то он и вов-
се не жених.
В некоторых деревнях плели очень
много венков - на каждого жителя и
всю деревенскую скотину, чтобы от
нее тоже отогнать злых духов. Самая
морока было с курами и цыплятами,
зато потом ещё долго бегали по де-
ревенским улицам куры в маленьких
веночках.
Популярны также были венки из ши-
повника. Девушки плели их и надева-
ли на головы парням, за которых не
собирались замуж ни при каких об-
стоятельствах. А иногда девушки для
таких парней плели венки из крапивы
и заталкивали им в по р тки .
©текст «красная бурда»
© рисунки Максим Смагии
«КБ» № 6 (227) • 2013, СТРАНИЦА 11
предыдущая страница 12 Красная Бурда 2013 06 читать онлайн следующая страница 14 Красная Бурда 2013 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст